На главную :: DiamondSteel-ArtНаписать письмо...Карта сайтаПоиск по сайту

На главную :: DiamondSteel-Art

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа)
Культ (от лат. cultus - почитание)

Культовые сооружения, в которых я побывал

  К оглавлению 


Россия / Астраханская область / Астрахань

Собор Успения Пресвятой Богородицы


Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы. Интерьер второго яруса колокольни.

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы. Интерьер второго яруса колокольни.

Астрахань — Собор Успения Пресвятой Богородицы




 

Адрес: г. Астрахань, Кремль, ул. Тредиаковского, 2

Координаты (WGS84): Latitude: N 46°20.961'  (46.349348) Longitude: E 48°1.983'  (48.033051)


Первый собор на этом месте был построен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным «из своих царских чертогов» в благословение городу Астрахани, только что присоединённому под державу московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи Владимирской иконы Божией Матери первый астраханский собор получил также название Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех официальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу.

В начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий с поручением построить здесь новую «соборную и апостольскую церковь». Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Старый же Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться «старым собором», видимо в память его прежнего положения, и состоял на ружном окладе. Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским храмом. Новый же Успенский собор в 1642 году был расширен пристройкой нового придела с правой стороны во имя Святых Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских.

К концу XVII века Успенский собор стал ветшать.


Современный Успенский собор был сооружен в 1698 – 1710 годах талантливым зодчим Дорофеем Минеевичем Мякишевым. Строительство длилось долго, окончание работ задержало Астраханское восстание 1705-1706 гг.

Дорофей Мякишев мыслил сделать собор с одним большим куполом, но, доведенный до сводов, купол рухнул во время пожара. Тогда Дорофей сделал его пятиглавым. Завершено строительство было в 1710 г. Тогда же, 14 августа 1710 года был освящён верхний храм.

Нижний – в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён ещё в 1707 году. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) в нижнем храме был устроен ещё один придел с южной стороны во имя Святых Платона и Петра Афонских. В 1864 году он был переименован во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских.


Преподаватель Астраханской семинарии, историк Николай Леонтьев так описал впечатление, которое произвел Успенский собор на Петра I, посетившего его в 1722 г.: «Величественный вид соборного храма, воздвигнутого митрополитом Сампсоном, и внутреннее благолепие произвели впечатление на Великого Петра. Он понял то важное значение, какое этот собор должен был иметь в нашей азиатской стороне, и вместе с императрицей посетил гробницу Сампсона, причем сказал своей супруге: „Вот тот храмоздатель, с которым я ссорился за деньги (на постройку храма). Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он: Во всем государстве нет такого храма. Благодарю Бога, что этот храмоздатель был истинный пастырь и во время бунта (астраханского) не щадил своей жизни и даже за врагов своих просил меня о помиловании”».


Собор славился своим внутренним убранством. До самого купола занимал пространство грандиозный иконостас. А сверху на позолоченных цепях спускалось многоярусное паникадило. Потоки света серебристыми прозрачными лучами лились из огромных окон и, переливаясь, отражались в мраморе колонн, вспыхивало золото подсвечников, искрами дробилось в жемчужных ризах иконы.

Восхищение вызывали царские врата собора, сделанные петербургским мастером Штанге и пожертвованные в 1818 г. купцом П. С. Сапожниковым.

Собор двухэтажный. Верхний храм предназначался для торжественных богослужений в теплое время. Нижний храм Успенского собора долгое время служил усыпальницей астраханских митрополитов и воевод, над захоронениями которых были установлены надгробия.

В 1801 г. надгробия убрали. Храм стал предназначаться для богослужения в холодное время.

В 1812 году стены и колонны были разделаны под мрамор: колонны – под белый мрамор, оконные проемы – бледно-желтый, обрамление оконных проемов – под розовый цвет. Капители колонн были позолочены.


После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил скорбные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе. Под видом поиска подземных ходов революционеры заставили церковных сторожей открыть нижний храм. Три дня – 18, 19 и 20 января собор подвергался неофициально обыску: солдаты вынули три половицы и, не найдя никаких тайных ходов, вынесли из храма железную шкатулку с церковными документами и процентными бумагами на сумму до 100 тыс. рублей и наличными деньгами, предназначавшимися для расчёта с рабочими за ремонт собора, до 6 тыс. рублей. Потянулись революционеры и к соборной ризнице, находившейся в верхнем храме, желая и там «поискать» тайные ходы. Но ключей от соборной ризницы в кремле не оказалось, так как они находились у соборного ключаря о. Василия Карасёва, покинувшего крепость. Тогда стали ломать бронированную дверь. Работали два дня – 23 и 24 января, разбивали ломами и топорами основание двери. Узнав об этом, единственный оставшийся в кремле из соборных священнослужителей кафедральный протоиерей Иоанн Саввинский обратился к руководителю Военно-Революционного комитета М. Л. Аристову с письмом, в котором он умолял не допустить поругания святынь храма. Видимо боясь большой огласки, Аристов пригласил о. Иоанна Саввинского на осмотр соборной ризницы. В его присутствии революционеры пересмотрели все древние и драгоценные вещи, но по настоянию кафедрального протоиерея всё положили на свои места.

После начала боёв между революционерами и казаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужения. Но и после окончания боев, 25 января, Военно-Революционный комитет долгое время не разрешал проводить богослужение в соборе. В середине февраля такое разрешение было дано, но с 18 февраля, видимо из-за проведения в Астрахани крестного хода, собор опять был закрыт. Нормализовалось положение ближе к Пасхе, и богослужения Страстной седмицы в храме уже совершались.

Осенью 1918 года, в связи с размещёнием в кремле Реввоенсовета Каспийско-Кавказского фронта и штабных организаций 11-й армии, вход верующих в крепость для посещёния Успенского собора опять был затруднён. Введена была система пропусков, и каждый желающий попасть в собор должен был идти за пропуском к коменданту кремля. 23 мая 1919 года военные опять запретили проведение богослужений в Успенском соборе, что было связано с намеченными на 24 мая торжествами прославления Священномученика Иосифа.

В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. Но в 1922 году его постигло новое несчастье. Развёрнутая советским правительством компания по изъятию церковных ценностей докатилась и до Астрахани. На защиту соборной ризницы встал соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, соборный причт, а также профессор Астраханского госуниверситета Алексей Афанасьевич Дмитриевский, доказывавший прежде всего духовную и историческую ценность священных предметов соборной ризницы, желая спасти их от переплавки. В связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей в Астрахани было организовано целое громкое судебное дело, к которому были привлечены: управляющий Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов), соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, профессор А. А. Дмитриевский, а также восемь членов церковного совета Успенского собора.

27 ноября 1922 года особая сессия Губернского Революционного Трибунала вынесла всем участникам процесса приговор – один год условного заключения. Изъятие церковных ценностей стало для Успенского собора своего рода первой духовной катастрофой – были изъяты и отправлены на переплавку все церковные реликвии, составлявшие некогда его духовное и историческое достояние. Фактически уничтожена была вся соборная ризница.

В 1923 году Успенский собор ожидало новое несчастье. Появившийся ещё в 1922 году обновленческий раскол через год, во всей своей мощи, захлестнул и Астраханскую епархию. Управлявший Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов) не устоял в православии и поддался на уговоры раскольников. Благодаря этой измене архиерея обновленцам удалось захватить большую часть городских храмов, в том числе и Успенский собор. С этого времени собор запустел. Православная паства не посещала осквернённый раскольниками храм, а обновленческая соборная община составляла всего несколько десятков человек.

В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины. Для этого выдвигалось несколько причин. Первая – невозможность обновленцам содержать храм в нормальном состоянии. «Кафедральный собор, – говорилось в докладе о состоянии церквей и культимущества г. Астрахани от 12.06.28 года, – представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, даёт трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может». Вторая причина была высказана на заседании Астраханского Горсовета от 22 июня 1928 года: «Признать ненормальным дальнейшее функционирование Кафедрального собора при военном городке». Высказывалось предложение о передаче Успенского собора в ведение РККА для использования под клуб и музей. В октябре 1928 года Успенский собор был закрыт.

Первоначально даже стоял вопрос об уничтожении Успенского собора согласно постановлению окрисполкома: «На основании полученного отношения №8/11/с от 25/II 1929 года ОИК сообщает, что вопрос о ликвидации церковных зданий б/Кафедрального и Троицких собора, а также ряда часовен является окончательно решенным». Но это решение было пересмотрено, и 15 апреля 1929 года Народный Комиссар по просвещёнию сообщал в Астраханский окрисполком: «В отношении соборов, согласно постановления ВЦИК, просьба представить проекты переустройств».

Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм первоначально предполагалось отдать местному отделению «Союза воинствующих безбожников», под антирелигиозный музей. Впоследствии верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал.

В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма. 20 июня этого года заведующий Астраханским окружным музеем Новиков писал в Нижне-Волжский Краевой музей, располагавшийся в г. Саратове, прося указаний: «Следует ли вышеназванный иконостас сохранить?» Нижне-Волжский Краевой музей на этот запрос ответил таким образом: «Если речь идет об иконостасе верхней церкви бывш. Успенского собора в Астраханском кремле, то Краевой музей не может согласиться на снятие его с учета Главнауки и на его разрушение, что необходимо для смывки позолоты. Бывший Успенский собор в г. Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви, без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради того очень небольшого количества золота, которое получается при смывке, Краевой музей считает не рациональным». Несмотря на это весомое суждение, в 1931 году была создана особая комиссия, которая и вынесла постановление о разборке иконостаса верхнего храма. Иконостас был разобран активистами местного отделения «Союза воинствующих безбожников», в результате организованного ими субботника.

Видимо, одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена, что довершило собой варварское переоборудование Успенского собора.

Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным – в нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства.

Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории астраханского кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошел и Успенский собор.

В 1969 году была создана Астраханская специальная научно-реставрационная мастерская объединения «Реставрация», главным архитектором которой был назначен А. В. Воробьёв. Под его руководством началось восстановление астраханского кремля, в том числе была произведена реставрация и внешнего облика Успенского собора.

В 1973 году по решению Астраханского облисполкома от 14 февраля в нижнем храме Успенского собора были проведены вскрытия находящихся здесь захоронений грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II и всех погребённых здесь астраханских и грузинских архиереев. Вскрытие производилось ленинградскими археологами, во главе с Е. А. Толмачёвым, при участии грузинских и астраханских археологов. Все найденные в погребениях предметы были переданы в фонды Астраханского краеведческого музея, а останки архиереев переложены в фанерные ящики и положены в один из сохранившихся склепов. Грузинские цари по настоянию грузинских представителей были оставлены в прежних дубовых гробах и поставлены в склеп, где ранее находилась гробница Священномученика Иосифа. После окончания раскопок большая часть склепов была разобрана, а на их месте была сооружена крипта-подвал, отделённая от нижнего храма бетонным перекрытием.

14 ноября 1974 года по решению Астраханского облисполкома и Управления культуры часть памятников астраханского кремля была передана Астраханскому краеведческому музею «в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников… для массовой пропагандистской работы по краеведению». Так Успенский собор оказался в ведении музея. Краеведческий музей со временем развернул ряд своих выставок как в нижнем, так и в верхнем храмах собора. Крипта собора также использовалась как одна из экспозиций, где экскурсантам показывали места погребения астраханских архиереев.


7 января 1992 года, в день празднования Рождества Христова, в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери прошло первое богослужение после долгого 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года, в день памяти Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. В этот день состоялось и торжество обретения мощей этого великого угодника Божия, которые и были поставлены в храме для всеобщего поклонения.

После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик.

В верхнем храме сейчас вместо прежнего восьмиярусного установлен небольшой четырёхъярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище, а после закрытия его перевезённый в Астрахань и хранившийся здесь в запасниках краеведческого музея. Иконостас хоть и невелик, но искусной старой работы с иконами хорошего академического письма, благополучно вписывается в пространство светлого и воздушного верхнего храма.

В нижнем храме также установлен новый иконостас, изготовленный в 1995 году мастерами Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с иконами, написанными в строгом каноническом древнерусском стиле.


    Историческая справка по материалам:

  • http://www.astrakhan.net/kworks/5/1/pages/yspen1.html
  • http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/hram/sob-usp.html

 



Любую фотографию представленную на этом сайте можно купить, как в качестве готового отпечатка, так и в электронном виде, для последующей переработки. Просто свяжитесь со мной.

Система Orphus Яндекс.Метрика

  © DiamondSteel-Art  [ pgt: 0.039 sec. ]      Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения автора