На главную :: DiamondSteel-ArtНаписать письмо...Карта сайтаПоиск по сайту

На главную :: DiamondSteel-Art

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа)
Культ (от лат. cultus - почитание)

Культовые сооружения, в которых я побывал

  К оглавлению 


Россия / Астраханская область / Астрахань

Собор Троицы Живоначальной / Троицкий монастырь


Астрахань — Собор Троицы Живоначальной

Астрахань — Собор Троицы Живоначальной

Астрахань — Собор Троицы Живоначальной




 

Адрес: г. Астрахань, Кремль, 4

Координаты (WGS84): Latitude: N 46°21.01'  (46.350174) Longitude: E 48°1.924'  (48.032073)


История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий», т. е. общежительный.

К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня». Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом.

Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею – погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы – сгорели дотла, так же как и почти все келии для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келии в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий. Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви – Введенская и в честь Сретения Господня.


Из всех монастырских храмов в результате пожара утрачен был только деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, который больше не восстанавливался. Число монастырских служб на территории обители тоже сократилось. Это было связано с тем, что астраханский воевода князь стольник Сергей Прозоровский не разрешил игумену Рафаилу восстанавливать монастырскую больницу на прежнем месте из-за угрозы находящейся рядом пороховой казны. Игумен вынужден был выстроить здания для больных и престарелых монахов за городом на территории монастырского огорода, где был воздвигнут также храм в честь Сретения Господня и основана монастырская слободка для работников обители.

До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни. К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Храм строился значительно больше первого, без притвора, с ложными обходными галереями, причём центральный вход в храм был с востока, со стороны алтаря. К колокольне с севера примыкала широкая лестница, выводившая на галерею. Из храма легко можно было попасть в трапезную палату как через Введенский храм, так и через переходные галереи. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном.

Это время было периодом наибольшего расцвета монастыря. Обитель занимала весь северо-восточный угол кремля, начиная от Никольских ворот к югу за Кирилловскую часовню, а к востоку до Пречистенской колокольни. Кроме храмов и братских келий, на территории обители находилось до 50-ти палаток, выходов и ледников, не считая других хозяйственных построек. Но всё это благополучие стало приходить к концу уже в год освящёния Троицкого собора.


В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Архимандрит Рувим с братией были переведены в Вознесенский монастырь, что в Земляном городе. Троицкий монастырский собор со всею утварью был передан в епархиальное ведомство, а в самой обители была оставлена лишь незначительная часть братии, которой, конечно, трудно было уследить за всем монастырским хозяйством, приходящим постепенно в упадок. Сретенский Долбилов монастырь, бывший подворьем Троицкой обители, в 1716 году был обращён в приходскую церковь, а в 1721 году по Высочайшему повелению совершенно уничтожен, и на его месте построено здание адмиралтейства. За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, освящённый 25 сентября 1748 года. Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, почему к этому придельному храму была пристроена деревянная колокольня.

В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой.

Губернатор Бекетов в передаче монастыря в его ведомство имел определённые корыстные побуждения, так как за обителью ещё сохранялись некоторые угодья, сады, амбары и лавки. Всё это губернатор постарался использовать в своих личных целях. Для монастыря наступали самые тяжёлые времена полного разрушения, чуть было не приведшие к полной его гибели.

Гарнизонная школа располагалась в обители с 1765 по 1785 год, кроме того, здесь же располагались одновременно с нею банковская контора, типография и госпиталь. После упразднения в Астрахани в 1785 году гарнизонной школы все монастырские строения были переданы в распоряжение Астраханского Приказа Общественного Призрения. Это заведение, не имея большой необходимости в многочисленных монастырских строениях, находившихся на территории обители, в 1788 году почти все их отдало на слом с использованием кирпича на строительство, учреждённое в том же году в городе Главного Народного Училища. После этого в монастыре остались лишь два храма – Троицкий и Введенский, под которыми в двух кладовых хранились денежные суммы, состоящие в ведомстве коменданта и провиантских комиссионеров, да ещё один двухэтажный каменный флигель, в котором с 1800 года находился острог (тюрьма). Наконец, и сами храмы решили разобрать. Астраханский губернатор князь Тенишев в 1806 году писал к министру внутренних дел, что «оставшееся (от Троицкого монастыря) строение по древней архитектуре своей делает одно токмо безобразие в городе, а по совершенной ветхости близко к разрушению, не принося при том никакой пользы Приказу Общественного Призрения, на котором числится долгу более осьмнадцати тысяч рублей; посему для приращения капитала Приказа полагаю: означенное церковное строение с пристройками разобрать, годный кирпич из оного употребить на строение в Астрахани казарм».

Монастырские храмы были бы, несомненно, разрушены, если бы за их сохранение не заступился Астраханский архиепископ Анастасий (Братановский). 27 сентября 1806 года он писал обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну, где, между прочим, говорилось: «В соблюдение памятника (т. е. Троицкого монастыря) всех старинных благочестивцев есть ревность отвратить ломку оного». В 1807 году владыка сумел добиться передачи оставшихся от Троицкого монастыря храмов в епархиальное ведомство. По мысли преосвящённого, Троицкий собор после определённого ремонта мог бы служить зимним приписным к Успенскому собору, а двухэтажный флигель – местом жительства соборного духовенства. Быстро нашёлся и благотворитель, готовый помочь восстановлению Троицкого собора, – купец Иван Лаврентьевич Абезьянин, пожертвовавший на это дело более 6 тыс. рублей серебром. Восстановительные работы в соборном храме продолжались до 1815 года. Собор был приведён в благолепный вид и приготовлен для проведения в нём богослужений. Купола на всех трёх храмах были переделаны из прежней луковичной формы в шлемообразные, покрыты листовым железом и украшены вызолоченными звёздами.

С южной стороны притвора, соединяющего между собой Троицкий собор с Введенской и Сретенской церквами, был устроен ажурный фронтон, по бокам которого располагалась открытая галерея с балюстрадой. Здесь был устроен вход в оба храма. Вход в Троицкий собор был устроен также и с запада, из коридора, примыкавшего к его алтарю. В процессе восстановления пришлось только разобрать придельную Сергиевскую церковь, имевшую сильные трещины в основании, и примыкавшую к ней деревянную колокольню. Введенскую и Сретенскую церкви, находящиеся под одной крышей, по мысли архиепископа Анастасия, решено было переделать в крестильную церковь для крещёния взрослых, особенно из бывших иноверцев (калмыков, казахов). Но на внутреннюю отделку этих храмов долгое время не хватало средств.

Только при архиепископе Павле (Суботовском) в начале 1828 года было возобновлено строительство этих храмов, из которых Введенский предполагалось переименовать в честь Богоявления Господня (как крестильный), а Сретенский – в честь Преподобного Павла Фивейского. Прибывший вместо скончавшегося своего предшественника в 1832 году новый Астраханский архиепископ Виталий (Жегачёв) также продолжил дело восстановления крестильных храмов, переменив только название последнего в честь Святителя Митрофана Воронежского. Для этого была списана икона с образа этого святителя, хранившегося в Крестовой Воронежской церкви, и в 1840 году привезена в Астрахань. Но и этот архипастырь не смог закончить начатое дело. Он скончался 23 января 1841 года. Только при архиепископе Смарагде (Крыжановском) 1 ноября 1842 года были освящёны оба крестильных храма: первый в честь Богоявления Господня, а второй – в честь Святителя Митрофана Воронежского. В этот же день здесь совершено было таинство крещёния над язычником калмыком.


Несмотря на восстановительные работы в Троицком соборе, превратить его в зимний храм при Кафедральном соборе, как того хотел архиепископ Анастасий, долго не удавалось. Установленные в 1827 году в храме печи оказались по высоте храма неудобными, и архиепископ Виталий благословил перенести их в крестильные храмы. Троицкий собор продолжал оставаться холодным и запущенным. Службы здесь совершались лишь два раза в год, и на это обратил внимание архиепископ Евгений (Шерешилов, 1880 – 1889 гг.). Ещё в 1881 году им было задумано из Троицкой и обеих крестильных церквей устроить одну – просторную, светлую и изящную. Но эта перестройка не осуществилась. Оставив идею соединить воедино все три храма, епископ Евгений в 1885 году благословил начать работы по утеплению Троицкой церкви и превращению её в зимний собор. Во время этих работ в алтаре были разобраны многие переборки, сильно стеснившие его пространство, а с правой стороны был устроен новый придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. В стенах храма были устроены голосники, отчего резонанс в нём был великолепный. Все работы были закончены к ноябрю 1885 года, когда 23 ноября епископом Евгением был освящён главный престол в честь Святой Троицы. Накануне, 22 ноября, священнослужителями Успенского собора во главе с кафедральным протоиереем в соборе был освящён придел в честь Святителя Митрофана Воронежского.

Внешний вид Троицкого собора после перестройки 1885 года снова подвергся изменению. В первую очередь это связано с устройством широкой парадной лестницы с южной стороны собора, которая примыкала к его притвору. Вместе с ажурным фронтоном и галереей, лестница смотрелась очень благообразно, тем более, что с двух сторон от неё была сооружена деревянная резная ограда. Теперь южный вход в Троицкий собор стал единственным и парадным, так как коридор с западным входом был полностью разобран, а вход заделан. Для улучшения южного парадного входа в собор холодный притвор-коридор был переделан в трапезу, а в ней вместо одной маленькой и узенькой двери были пробиты три просторных прохода.

Внутренний вид храма после его восстановления в 1817 году первоначально не имел росписи, стены его были выкрашены жёлтою краскою под мрамор, а по бокам были поставлены иконы в богатых деревянных резных киотах. Главным украшением храма служил трёхъярусный иконостас, вызолоченный на полимент, изготовленный в Москве с иконами, писанными московскими мастерами. В 1885 году, в связи с устройством придела, была переделана часть иконостаса, чтобы поместить царские врата и местные иконы. Был устроен новый вместо кирпичного пол из белого камня, а колоннам, поддерживающим купол, придана изящная форма. В 1894 году купол внутри главного храма расписали священными изображениями, а в 1895 году иконостас был вновь вызолочен старанием астраханского купца Василия Смирнова.


С давних времён в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни – часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы. Пожалуй, одной из немногих святынь, сохранившихся в Троицком соборе бывшего монастыря, можно считать среброзолочёный крест-мощевик, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Крест этот хранился в особом киоте за стеклом, и на нём была надпись: «Лето 7101 (1593) г., сделан сей крест в Дом Живоначальной Троицы на престол Пресвятой Богородицы в честнаго Ея Введения и Николы Чудотворца при игумене Пимене». В 1886 году в Троицкий храм из Успенского собора был перенесён древний Нерукотворный образ Спасителя, который почитался астраханцами за чудотворный. В 1844 году, по благословению архиепископа Смарагда (Крыжановского), Нерукотворный образ Спасителя был перенесён из часовни в Успенский собор, где долгое время стоял в верхнем храме, перед передним правым столпом, а в 1886 году был взят оттуда и передан в собор Троицкий. Из других святынь можно назвать уже упомянутый образ Святителя Митрофана Воронежского, списанный в 1840 году с образа, хранившегося в Крестовой церкви Воронежской епархии. Этот образ хранился в крестильной церкви в честь Святителя Митрофана. В 1885 году в новоустроенном приделе Митрофана Воронежского была поставлена икона, недавно перед этим прославленного святителя Тихона Задонского, день памяти которого отмечался в Троицком соборе с особой торжественностью. В том же году в иконостасе собора была помещёна икона славянских просветителей Кирилла и Мефодия, устроенная Астраханским Миссионерским Кирилло-Мефодиевским обществом. День этих святых тоже очень торжественно отмечался в соборе. Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла – первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани.


После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещёние бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии. Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Так, в докладе о состоянии церквей и культимуществе г. Астрахани за 1928 год, представленном в Астраханский горсовет, говорилось: «В Троицком соборе служба производилась один раз в год, то есть в праздник Троицы, но в этом году территориальное управление не разрешило и этой службы и здание совершенно пустует». В связи с чем горсовет признал «ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке и просил ГИК добиться перед ВЦИКом закрытия последнего». Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года. В самих помещёниях собора и трапезных палат было размещёно Окрархивбюро. В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище, по предположениям археологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора.

С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже и приобретает благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы.


    Историческая справка по материалам:

  • http://www.ast-eparhia.ru

 


Тонировка перегородок пленкой

тонировка перегородок пленкой

тониров.рф

Реклама

Любую фотографию представленную на этом сайте можно купить, как в качестве готового отпечатка, так и в электронном виде, для последующей переработки. Просто свяжитесь со мной.

Система Orphus Яндекс.Метрика

  © DiamondSteel-Art  [ pgt: 0.033 sec. ]      Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения автора