На главную :: DiamondSteel-ArtНаписать письмо...Карта сайтаПоиск по сайту

На главную :: DiamondSteel-Art

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа)
Культ (от лат. cultus - почитание)

Культовые сооружения, в которых я побывал

  К оглавлению 


Россия / Костромская область / Кострома

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь


Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.




 

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

Координаты (WGS84): Latitude: N 57°46.627'  (57.77711) Longitude: E 40°53.655'  (40.89425)


Ипатьевский монастырь относится к особо чтимым святыням города Костромы. Здесь в 1613 году был призван на царствие Михаил Романов - первый из династии, которая правила Россией на протяжении трех столетий.

Согласно летописи, монастырь был заложен в 1330 году усердием влиятельного вельможи Золотой Орды татарского мурзы Чета, который направлялся через эти края по пути в Москву для службы у Великого князя Ивана Калиты.

На подходе к Костроме Чет, в том месте, где сейчас стоит монастырь, облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель. Священномученик Ипатий, имя, которого носит монастырь, был епископом Гангрским, и не очень известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

После исцеления Чет крестился именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой религиозностью, приезжали сюда доживать свой век в желании быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Веря в святость места, завещали в ограде Ипатия свое погребение, практически, все потомки Захарии, включая родителей Царя Бориса.

С течением времени на территории монастыря образовались три усыпальницы с общим числом захоронений в 52 могилы. Ныне частично сохранилась только одна из этих трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны.


Первой значимой постройкой монастыря была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя св. апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был небольшим, площадью 10х8,5 м. Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.

Возвышение Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеозначенной Троицкой церкви, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых Царя Феодора Иоанновича и его супруги Царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».

Каменные стены имели протяженность 518 метров. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.


С наступлением смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена, от взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.


Раздоры кончились. И в феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от иноверного засилья.

Вскоре в Москве собирается земский Собор, который избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. В неделю Православия Москва присягнула православному царю. Сам Избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине - селе Домнине.

14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Но Михаил и его мать инокиня Марфа долго отказывались от этой чести. И только после умолений в продолжение шести часов Избранник, представ чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, был благословлен на царство.


Наступило время, когда монастырь под покровительством российских монархов обновлялся и процветал. После нормализации обстановки в стране с 1621 году началось восстановление монастыря. Сначала были приведены в порядок поврежденные во время осады стены, а затем засыпан осадный ров. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. (В последующем, в 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны)

В конце 1652 году на месте разрушенного взрывом, был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор, который только в 1684 году удалось расписать. Руководили работами изографы Гурий Никитин и Сила Савин - известные на всю Россию мастера. Настенная фресковая роспись имеет четыре яруса. Из них самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй - чудеса Господа, нашего Иисуса Христа, третий описывает Страсти Христовы, нижний, четвертый, повествует о деяниях Святых Апостолов.

К концу XVII века многочисленные жертвователи умножили богатства обители. Все это было свидетельством авторитета монастыря, его значимости в глазах российского общества. Многочисленная братия должна была подтвердить свою роль и место, как в обществе, так и в Православной Церкви. Хозяйственные хлопоты не мешали напряженной духовной жизни. Россия жила и спасалась молитвами таких обителей, как Ипатьевская. 1693-1744.


«Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления прославленного монарха были столь же неутешительны, как и первые.

Монастырь впервые стал использоваться, как место ссылки. Сюда удаляют братьев Лихудов Иоанникия и Софрония, вызванных в свое время из Греции для перевода богослужебных книг. Здесь знаменитые братья заканчивают работу над «грамматикой».


В 1744 году монастырь становится местом жительства архиерея вновь учрежденной Костромской епархии. Это было началом нового этапа в жизни монастыря. Началось его восстановление и новое строительство. В это время надстраивается третий этаж настоятельских покоев. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней.


В 1767 году во время путешествия по Волге на галере «Тверь» Кострому удостоила своим посещением императрица Екатерина II. Во время посещения особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю, как колыбели династии Романовых. 15 мая Екатерина участвовала в Божественной литургии в Троицком соборе, восседая на царском месте - даре Михаила Федоровича монастырю.

7 октября 1834 года костромское духовенство и граждане города встречали у стен монастыря императора Николая I. Император внимательно осмотрел ризницу обители и келии, где проживал Михаил Федорович с матерью. Он повелел восстановить эту «знаменитую по свершившимся в ней событиям, обитель и обновить все здания сего монастыря». Так уже в марте 1835 года Ипатьевский монастырь был возведен в степень первоклассного. По повелению Николая I была выполнена переделка фасада архиерейских келий. В 1842 году были завершены работы по реставрации Романовских палат архитектором Тоном, а в 1856 повелением Императора Александра II палаты вновь были реставрированы во вкусе XVII века.


Последующие три императора удостоили монастырь своим посещением по два раза (один раз, будучи наследником, второй раз - законным Государем). Александр II в 1837 и в 1858 гг., Александр III в 1866 и в 1881 гг., и Николай II - в 1881 и в 1913гг.

19 мая монастырь посетил Николай II. В Троицком соборе Император с семьей присутствовал на Божественной литургии. Кроме того, царственные особы посетили в стенах монастыря экспозицию сокровищ Ипатьевского монастыря, в числе которых была представлена Владимирская икона Божией Матери, принесенная Московским Посольством, икона-складень из молельной комнаты юного царя, посох, принадлежавший Михаилу Романову, и другие ценности. Это был последний триумф монастыря. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням, ни самой идее Божьего Духа.


В 1922 году в монастыре было конфисковано большое количество церковной утвари и ценных икон с тем, чтобы оклады их превратить в металлолом. Так в общей сложности с Ипатьевских икон было снято более 14 килограммов золота и около двухсот килограммов серебра.

В монастыре новая власть разместила жителей фабричной окраины Костромы. К 1936 году количество квартир в монастыре достигло 140 с числом проживающих 700 человек. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиозного музея. В первой половине 30-ых годов эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были намечены стены монастыря и ряд других церковных построек. По счастью, большая часть из них сохранилась.

С середины 30-х годов начался постепенный пересмотр антирелигиозных ценностей, и понемногу монастырь стал восприниматься как достопримечательность. В 1956 году из зоны затопления горьковского водохранилища на территорию монастыря был перевезен стоящий на сваях Спасо-Преображенский храм из села Спас. 1958 год - в стенах монастыря создается историко-архитектурный музей-заповедник и начинается выселение проживающих в нем людей.


Первая служба в монастыре после многих десятилетий гонений состоялась 23 ноября 1989 года. Ее возглавил епископ Александр. Присутствовало практически все духовенство города. В 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община, а в начале 1992 года была отслужена первая со времен революции Божественная литургия. 8 мая 1993 года монастырь посетил глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Летом 1993 года в монастыре произошло открытие фестиваля «Вехи», посвященного 380-летию династии Романовых. 14 февраля 1994 года правительством России было подписано распоряжение о передаче Костромской епархии части зданий Ипатьевского монастыря. 12 апреля 1996 года накануне Пасхи на звонницу монастыря, в восполнение снятых в 1925 году, были водружены 6 новых колоколов. Самый крупный из них («Свет-колокол») весит 65 пудов. 2 марта 1997 года представителем Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе состоялась передача в монастырь частички мощей священномученика Ипатия.


В настоящее время в монастыре подвизается небольшое количество монашествующих и послушников. Основные послушания иноков - это келейные молитвы, церковные службы и работы по восстановлению и реставрации храма Иоанна Богослова.

Стоит особо сказать об этом храме. Согласно сохранившимся документам, он был построен в 1687 году. Замечательна его фресковая иконопись, которая сродни росписи Троицкого собора. В советское время фрески были высоко оценены искусствоведами, но дальше оценки дело не пошло. Со временем о них забыли. Новое открытие фресок и международное признание пришло к ним в 1998-ом году.


    Историческая справка по материалам:

  • А. Н. Разживин.
  • http://www.kostroma.orthodoxy.ru

 



Любую фотографию представленную на этом сайте можно купить, как в качестве готового отпечатка, так и в электронном виде, для последующей переработки. Просто свяжитесь со мной.

Система Orphus Яндекс.Метрика

  © DiamondSteel-Art  [ pgt: 0.041 sec. ]      Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения автора