На главную :: DiamondSteel-ArtНаписать письмо...Карта сайтаПоиск по сайту

На главную :: DiamondSteel-Art

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа)
Культ (от лат. cultus - почитание)

Культовые сооружения, в которых я побывал

  К оглавлению 


Россия / Кемеровская область / Салаир

Храм во имя Петра и Павла


Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла

Салаир - Храм во имя Петра и Павла




 

Адрес: Кемеровская обл., г. Салаир, ул. Дмитрия Попова, 22

Координаты (WGS84): Latitude: N 54°13.798'  (54.229969) Longitude: E 85°47.732'  (85.79553)


Селение Салаир возникло в 1626 году. Позднее, когда в землях его было обнаружено серебро, в 1782, 1786 и 1798 годах здесь последовательно открываются три рудника. 27 февраля 1803 года в Кузнецкое духовное правление пришло прошение, в коем говорилось: “Салаирский рудник начало свое восприял в 1781 году. Затем вблизи оного построен Гавриловский завод (в 1792 году). По нынешний 1803 год имеется домов при руднике 359, при заводе — 126. Обывателей мужского пола — 1822, женского — 1433 души. Ближайшее от Салаирского рудника село Бачатское, в коем имеется церковь, отстоит в 33 верстах. Не всякий в Бачатское село ехать может”. По этой причине, как с прискорбием сообщается в прошении, “... в местном лазарете без исповеди умирают, младенцы многие остаются без крещения” (Томские епархиальные ведомости, 1897, N 23, с. 4).

Впервые вопрос о строительстве церкви в Салаире встал в 1801 году, когда служащие рудника обратились к управляющему Федору Савельевичу Ваганову (видному изобретателю, новатору горнозаводского производства) с просьбой ходатайствовать перед начальством о постройке при Салаирском руднике церкви. И вскоре Ваганов передал эту просьбу местных жителей начальнику Колыванских заводов Василию Сергеевичу Чулкову. Уже через год в Салаире появился молельный дом, но существовал он недолго - сгорел 24 декабря 1809 года. Вот тогда-то салаирцы и решили возвести церковь.

Строительство началось только в 1834 году, долго собирали пожертвования. Не настолько были богаты салаирцы, чтобы враз выложить нужную сумму, но каждый житель считал честью для себя принять участие в богоугодном деле, вкладывал в храм сколько мог.

Место для церкви - на взгорке, в самом центре поселка - выбрали управляющий рудника Невиус и представитель Кузнецкого духовного правления протоиерей Дергачев. Из документов горной конторы Салаирского рудника явствует, что церковь была деревянная, на каменном фундаменте. Все необходимые расчеты, чертежи выполнил окружной архитектор Яков Попов, ученик знаменитого Карло Росси. Попов же осуществлял наблюдение за ходом строительства, наезжая время от времени из Барнаула. А в Салаире постоянно находился его заместитель Федор Дюков, которого позднее избрали церковным старостой.

Из клировых документов, хранящихся в Томском государственном архиве, почерпнуты сведения о том, что эта церковь - прекрасное творение деревянного зодчества - была построена весьма скоро: освящение состоялось в 1836 году.

В ноябре 1858 года рудник пережил большую беду: страшный пожар уничтожил большую часть деревянного Салаира. Сгорела и церковь.

Строительство нового храма началось 14 мая 1900 года по благословению преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского. Ее возводили каменных дел мастера из села Жуланиха, Чумышской волости Алтая под руководством знатного мастера Рогова.

Новая каменная церковь славилась колокольным звоном, изумительной красоты иконостасом. Иконостас делали в Барнауле, столице горного округа. На его изготовление «пошло 20 трехаршинных кедровых кряжей, каждый толщиной в 10-12 вершков». Это был настоящий шедевр, произведение искусства резчиков по дереву. Буквально по крохам приходилось собирать золото, необходимое для золочения.

Уцелев при революции, Петропавловская церковь продержалась до 1933 года, потом ее закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. Кованые кресты были вырваны и перекованы на оси для телег-тарантаек.

В кровавую революционную смуту предводителем отряда красногвардейцев, прошедшего по здешним местам, был сын Рогова, того самого знаменитого мастера Рогова, под руководством которого строилась каменная церковь в Салаире. Сын спалил и разрушил не одну церковь, а эту - Петропавловскую - пожалел в память о своем отце.

Что примечательно, крест на колокольне, на самой высокой главе храма, так никто и не смог снять. Из рассказов очевидцев следует, что два человека, попытавшихся в разные годы это сделать, сорвались с колокольни и погибли.

С момента закрытия храма прошло более полувека. Одно время его использовали под склад, а потом просто забросили. В 1989 году многим казалось, что храм уже невозможно восстановить: развороченный пол, разбитые стены, разобранная крыша... К тому же глубокий карьер «подобрался» уже вплотную к храму.

1 августа 1989 года решением Совета Министров храм был передан в руки верующих. В 1990 году церковный совет отправил письмо бывшему директору Салаирского ГОКа Александру Михайловичу Руденко с благодарностью за то, что он в свое время спас храм от окончательного разрушения.

24 сентября 1993 года здесь совершил литургию епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний.

Восстановлен и сам алтарь - в точном соответствии со снимком 1930 года. Прихожане особо чтят находящуюся ныне в храме святую икону Тищенской Божьей Матери, которая была писана и освящена на святой Афонской горе в Русском Андреевском общежительном ските в 1908 году.

В километре от церкви по инициативе отца Сергия и по благословению архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония построена над Светлым ключом красивая деревянная часовня. Два раза в год - на Крещенье Господне (19 января) и в память святых мучеников Кирики и Улиты, чтимых верующими Салаира (28 июля), - на Светлый ключ идут многолюдным крестным ходом, совершается там водосвятный молебен. Сейчас к этому ключу отсыпана хорошая дорога.

В последние годы преобразился и другой ключ - у деревни Гавриловки. Называют его Серебряным за чистоту, прекрасное качество воды. Здесь установлен большой деревянный крест с фигурою распятого Христа. «Берега» обильного родника укреплены деревянным срубом, в стороне сооружена купель, поставлены вагончики. К этому ключу приезжают люди со всей области. Сюда тоже совершаются крестные ходы.


    Историческая справка по материалам:

  • Евгений Худобин г. Салаир
  • http://www.mega.kemerovo.su

 



Любую фотографию представленную на этом сайте можно купить, как в качестве готового отпечатка, так и в электронном виде, для последующей переработки. Просто свяжитесь со мной.

Система Orphus Яндекс.Метрика

  © DiamondSteel-Art  [ pgt: 0.004 sec. ]      Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения автора